Культурологическая концепция Н.Я Данилевского
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского
(1822-1825)
Николай Данилевский, известный русский социолог и общественный деятель. Многие исследователи считают ,что его труды, а в особенности — «Россия и Европа» — легли в основу и оказали огромное влияние на творчество таких великих мыслителей как О. Шпенглер и А. Тойнби.
Данилевский придерживался «органической теории», суть которой заключается в перенесении законов развития природы на социальную действительность. Отсюда его понимание существования цивилизации как периодов рождения, расцвета и упадка. По мнению Данилевского, единой истории человечества не существует, каждая культура (цивилизация) носит обособленный характер. Главная идея культурологической концепции Данилевского — эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.
Он выделяет несколько культурно-исторических типов:
1)египетский;
2). китайский;
3). ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский;
4) индийский;
5). иранский;
6) еврейский;
7). греческий;
8) римский;
9) новосимитский или аравийский;
10) германо-романский или европейский.
К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки — мексиканский и перуанский.
Перечисленные цивилизации выступают у исследователя как субъекты истории, способные ее творить. Причем Н.Я. Данилевский выделяет как созидающие, так и разрушающие цивилизации. Но вместе с тем он выделяет и культуры, которые силу своего развития оказались только этнографическим материалом (таковы по его мнению например финны).
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам:
1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка;
2) политическая независимость;
3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт;
4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип;
5) процесс развития культурно-исторических типов подобен растениям период роста которых бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток.
Рассматривая различные культурно-исторические типы, Данилевский градирует их по наличию и количеству определенных направленностей. Так, например, еврейская, греческая и римская являются односновными культурами ( еврейская — религиозная сфера, греческая — в художественная сфера, римская — политическая сфера). Германо-романская является двухосновной культурой, имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер. Египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации, по мнению ученого, вообще полностью не реализовали себя ни в одной из областей культуры. Своим современникам Данилевский говорил о появлении новой — четырех основной культуры
которая способна реализовать себя в религиозной, культурной, политической сферах, а также в общественном устройстве. Данилевский верил, что такой культурой станет славянский культурно-исторический тип.
Таковы в самой краткой форме основные культурологические идеи Н.Я. Данилевского, многие из которых не теряют своей актуальности и в наши дни. Особенно в свете непростой современной международной политической ситуации и роли русского(российского) народа в истории человечества.
Желающие обсудить статью, могут свои комментарии, дополнения. Обсудим, поспорим, выразим каждый свое мнение. Спасибо за внимание!