Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачем и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался распространить свой как универсальный, посредством которого можно объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,

Э.Фромм,  Г.Маркузе и др. Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. Бессознательное понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

 

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели 3.Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Таким образом, культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры проводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. Вот как бы краткое понимание культурологической концепции З. Фрейда. Спасибо за внимание!